Светотень и её составляющие

Одно из важнейших и основных понятий в рисовании - светотень

Светотень - это свет и тень на предметах и тоновой переход от света к тени, позволяющая воспринимать объёмными все предметы и окружающую их среду на плоском листе бумаги.

Для более лёгкого рассмотрения и понимания светотени большинство предметов белого цвета в ВУЗах, училищах и художественных школах.

Светотень состоит из:  свет, тень собственная, тень падающая, полутень, блик, рефлекс.

Свет - самое светлое место на предмете.

Тень собственная - тень, которая находится на предмете, она светлее, чем падающая тень по тону.

Тень падающая - тень, которую отбрасывает предмет на окружающую среду. Или если какая-то часть предмета сильно выступает, и отбрасывает тень на сам предмет. Такая тень считается самой тёмной по тону. То есть падающая тень - самая тёмная по тону в рассматриваемых понятиях. В частности, это касается белых предметов.

Полутень - тоновой переход между тенью и светом.

Блик - встречается в глянцевых по фактуре предметах. Блик светлее, чем свет, обычно он находится в центре понятия  свет. В матовых предметах бывает только понятие свет. Бликов на глянцевом предмете может быть несколько, но они будут разными по тону. Первый и самый главный, который Вы определите - цвет белой бумаги, этот цвет  будет служить его тоном. Его нужно именно оставить и не трогать карандашом, не елозить рукой по нему, размазывая графит. Так как если графит уже есть на блике, то стереть резинкой полностью карандаш не получится. Блик чуть потемнеет.

Рефлекс - отражение от окружающей среды. То есть это может быть отражение от предметов в окружающей среде или от неба, если Вы рисуете на улице.  По тону рефлекс  светлее, чем собственная тень. Очень часто рефлексом отделяют собственную тень от падающей, чтобы отделить предмет от плоскости, на которой он лежит.

Самое главное в рисунке - выдержать тоновой масштаб. Так как даже самая светлая бумага не передаст блик, например на яблоке, или на воде. Поэтому задача не копировать каждый тон с предмета, а выдерживать тоновой масштаб между самым светлым местом в рисунке и самым тёмным.