Материалы для рисунка
Задача видеоурока: Научиться разбираться в материалах по рисунку, научиться выбирать качественные материалы среди множества производителей.
Рисунок– изображение на плоскости объёмных предметов в пространстве, посредством графики.
Графика – (от лат. пишу, рисую) – изобразительное искусство, средством которого служит: пятно, штрих, точка. То есть рисовать можно штрихом, точкой, пятном. Иными словами Вы можете выполнить работу полностью только лишь ставя точки или делая штрихи, или же обвести контуром какой-то предмет и зарисовать пространство внутри - это будет пятно.
Самая важная задача обучению рисунку – уметь видеть и изображать форму предметов в пространстве в объёме правильно.
Рисунок может быть как самостоятельным произведением искусства (рисунки Леонардо да Винчи), так и может выполняться как вспомогательный рисунок под живопись, или быть этапом для создания картин: этюды, эскизы, зарисовки, наброски.
В обучении рисунку лучше начинать с простого графитного карандаша.
Пользуясь случаем, хочу напомнить Вам как правильно держать карандаш при рисовании на мольберте или планшете. См. рис.
Также существуют материалы для рисунка: карандаши цветные, сангина, уголь, сепия, пастель, соус. Всё это материалы для рисования, для предмета - рисунок.
Карандаши цветные
Имеют толстые стержни, в составе которых есть жировые частицы. При усилении нажима на карандаш стержни начинают крошится и ломаться. На нанесенный один слой цветного карандаша на бумагу практически невозможно нанести другие слои, потому что первый слой прочно соединяется с бумагой, по этой же причине плохо удаляется резинкой.
Как лучше выбирать цветные карандаши? Чем лучше карандаши по качеству, тем легче их затачивать, дерево мягче, и тем меньше крошатся стержни при заточке и нажиме на бумагу. При нанесении цвета на бумагу цветными карандашами, хорошие цветные карандаши должны оставлять яркий, жирный след, при не сильном нажиме. Плохие же карандаши не дадут такого эффекта. При покупке Вы можете попросить продавца дать вам карандаш, и вы самипопробуете его на бумаге. Желательно, конечно попробовать все карандаши, или многие из пачки, потому что некоторые производители половину карандашей делают хорошими, а половину плохими.
Деревянную оправу этих карандашей нужно стачивать на меньшую длину, чем на графитовых простых, из за их мягкости. Чтобы они меньше ломались и крошились. Когда рисуете цветными карандашами, нажим на карандаш делайте меньше, чем на простые графитовые.
Сангина (см. Рис. 2 - кликабельно)
Мягкий коричневый, красный или коричнево – красный, чаще всего минеральный, карандаш без оправы, используемый в рисунке, или изготовленный искусственно из глинистых веществ, которые дополнительно окрашивают оксидами железа. Все рисующие материалы коричневатых оттенков (сангина, соус, сепия) чаще всего берут для рисования человеческого тела, хотя ими также рисуют натюрморты, пейзажи и животных. Все материалы которые осыпаются: сангина, уголь, сепия, пастель, соус, желательно закреплять. Делают это специальным покрытием – фиксатором – пульверизатором. Хранить работы лучше под стеклом.
Уголь для рисования (см. Рис. 2)
Выпускается обычно стержнем, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм. Материал этот очень ломкий и мягкий, быстро крошится, плохо соединяется с бумагой и быстро осыпается. Преимущество угля в том, что он оставляет глубокий чёрный след, который хорошо видно на расстоянии. Он легко смахивается тряпкой или убирается ластиком. Им можно выполнять любую штриховку и тушёвку и рисовать разнообразные линии. Работают им прикладывая уголь к бумаге как концом, так и плашмя.
Есть два вида угольных карандашей, оба в деревянной оправе и выглядят как обычный карандаш. Отличие в том, что в одном вместо стержня стоит обычный уголь, а в другом - уголь с добавлением графита. С угольным стержнем карандаш покупать не рекомендую, т.к. его крайне тяжело заточить – стержень постоянно ломается из-за своей мягкости. Лучше покупайте угольные карандаши с добавлением графита, они легко точатся и оставляют глубокий тёмный след.
Сепия (см. Рис. 2)
(лат. sepia, от греч. sep?a — каракатица) : используют для создания рисунков, выпускают в виде стержня красноватого цвета. Раньше изготавливали её из выделений железы животного называемого сепия, или морской моллюск - каракатица, сейчас же она производится искусственно. В идеале, данный материал должен быть устойчив к действию солнца и воздуха.
Пастель ( фр. Pastel, с итал. Pastelоо, уменьшительное от паста – тесто) – мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок, красок с добавлением отбеливающих или соединительных веществ: мела, клея и пр. Пастель наносится на бумагу и картон. Представляет собой толстые стерженьки лежащие в коробке разного цвета, на вид, как цветные мелки. Пастель имеет схожие свойства с углём: она плохо соединяется с бумагой и осыпается. Работают этим материалом на шероховатой поверхности, используя возможности пастели: её растушёвывают пальцем, кусочком бумаги или ватной палочкой. Отличительной особенностью пастели является матовость и бархатистость цвета, которые не даёт никакой другой материал.
Если Вы рисуете на картоне, можно также сделать щелчок пальцами по бумаге, с обратной стороны вашего рисунка – это будет ефект выбиваемого ковра, уголь вылетит из бумаги как пыль из ковра. Точно также можно удалять пастель из бумаги.
Соус (см. Рис. 2)
Выпускается серого, чёрного и коричневого цвета, обладает сильной красящей силой, даёт бархатистые тона, хорошо растирается по поверхности бумаги . Выпускаются короткие толстые стержни прессованной сажи,с добавлением клеяобёрнутые в специальную бумагу. Или его изготавливают из часов – ярской глины, мела и препарата ОП -7. Принцип работы ним похож на работу сангиной. Также можно работать таким образом: измельчить стержень в порошок и нанести сухой щетинной кистью на поверхность бумаги, потом довести работу, т. е. прорисовать детали можно чёрным карандашом. Иной способ рисования называется мокрым: порошок соуса разводят водой и работают им как акварелью, на бумаге он имеет вид цветной или чёрной туши. Соусом чаще работают опытные рисовальщики. Если Вы захотите попробовать мокрый способ, измельчите немного соуса, и попробуйте на черновике, т. к. неизвестно, что производители заложат в него в другой раз, и какие эффекты при этом будут. Если Вы использовали технику сухого соуса, хранить работу лучше закрепив фиксативным лаком и переложив бумагой.
Также расскажу и о ластиках:
Ластик (см. Рис. 2)
Необходим для исправления ошибок. Как выбрать ластик (ещё его называют резинкой). Обычный ластик должен быть мягким, относительно легко гнуться. Ластик чертёжный – это ластик, который состоит из двух разных по цвету частей, серая часть для стирания следов чертёжных твёрдых карандашей.
Если ластик прямоугольный, его можно разрезать ножом, от одного угла до противоположного (см. Рис.3).
Или просто при покупке выбрать остроугольный ластик.
Острый угол ластика нужен для того, чтобы не разрушать большие плоскости бумаги, которых не нужно касаться ластиком. Он незаметно убирает острым углом, малую часть линии, которую нужно снять с бумаги. Соответственно, если Вам нужно снять большие участки графита на бумаге, вы можете воспользоваться ластиком большим, любой формы.
Бумага
Общепринятые стандарты чертёжных форматов для рисования. Формат Ао (ноль), по площади равен 1м2.
Как выбрать бумагу для рисования углём и пастелью? Для угля и пастели, так как они имеют схожие свойства, подбирают ворсистую, зернистую (мелко, средне, и крупнозернистую) бумагу, которая задерживает пыль. Можно взять акварельную бумагу, она отлично подходит, но не перепутайте стороны, одна из сторон зернистая, а другая гладкая, рисовать следует на зернистой. Для тренировки подойдёт офисная (ксероксная), рисовальная или старые обои, с изнаночной стороны, (для начинающих рисовальщиков).
Пастелью, сангиной и углём можно рисовать на цветной основе - холсте, бумаге, картоне. Цвет основы идёт, в данном случае, фоном, который объединяет колористически весь этюд по цвету. На тонированном фоне рисунок смотрится более мягко, чем на белом. Для эскизов и набросков подойдёт ксероксная бумага.
Альбомную плотную, ватман или рисовальную плотную, по вашему усмотрению, даже акварельную бумагу с разными фактурами (в зависимости от того, какую фактуру Вы хотите на рисунке), можно брать для самостоятельного произведения, рисованного простыми или цветными карандашами.
Фактура будет проглядывать сквозь графит. Но некоторые поверхности акварельной бумаги могут плохо воспринимать цветные карандаши. Поэтому лучше предварительно опробовать бумагу для акварели, если Вы собираетесь рисовать на ней цветными карандашами.
У меня на сайте было очень много запросов по грунтованию холста, и поэтому я решила дать Вам отличнейшую, самую лучшую и любимую мою книгу по материалам для рисования, грунтовке холста, дефектам холста, покрытию картин лаком. А также о: палитрах, кистях, мольбертах, рамах, подрамниках, обо всех материалах в рисунке и живописи (кроме акрила, так как это очень старая книга), про фиксативные лаки, перья, акварель, гуашь, масляные краски, про разбавители для масляных красок. В общем, лучшей книги по материалам и подготовке поверхностей для рисования я ещё не видела.
На сегодняшний день много описывают материалы иностранные авторы, но они описывают те материалы, которые продаются у них, а у нас они не продаются. Они говорят например: для рисования акварелью есть 50 видов бумаги, возьмите горже или верже... Какое верже-горже? Три-четыре вида материала для акварели (зернистая-обычная, скорлупа и кракле) и всё, хочешь бери а хочешь нет... Как можно ориентироваться на них, если у нас это не продают?
Н. В. Одноралов «Материалы в изобразительном искусстве»
Комментарии
Мы Вас любим!!!
Например, под акварель рекомендуется только простой карандаш, желательно HB, и при нанесении эскиза нельзя давить на карандаш, линии должны быть очень лёгкими, так как акварель прозрачная краска и даже простой карандаш может некрасиво проглядывать сквозь слой красок. А если Вы попытаетесь нанести густой слой акварели - чтобы перекрыть карандаш, то Ваша акварель может утратить своё очарование акварели. Так как акварель потому и применяют, чтобы передавать свет или стекло. А так как белой краски в ней не используется, то Ваша работа из за большого количества красок может потемнеть и не передать свет.
А вот например под масло и акрил можно использовать и карандаш и уголь и сангину. Только старайтесь делать меньше исправлений, так как холст будет тёмным. Потому что и уголь и сангина очень мягкие и жирноватые материалы.
А при работе с красками Вам придется перекрывать всё что Вы намазали. Вам придётся накладывать больший слой краски. Можно конечно, чтобы выкрутиться попробовать работать красками пастозно (очень густо накладывать краски мастихином).
Если у Вас все таки много исправлений на холсте углём, то лучше попробуйте работать карандашом. Если HB будет очень плохо писать (это зависит от состава грунта), возьмите лучше карандаш помягче. Поэксперементируйте с мягкостью карандашей.
Но также Вы можете натянуть планшет (я показываю это в уроке "Как натянуть бумагу на планшет")
Я только начала учиться, и у меня уже проблемы с кубом)) Плохо получается скопировать натуру.
Скажите, а при рисовании с натуры, мольберт необходим? Я рисую на книжке и пытаюсь держать её вертикально, так легче, чем на столе.
RSS лента комментариев этой записи