Материалы для живописи, как подготовить основу под живопись

Задача урока:  ознакомиться с материалами по живописи, научиться разбираться в материалах для живописи, научиться готовить основы для живописи по разным рецептам.



скачать весь урок

Вы можете рисовать на бумаге красками: гуашью; акварелью; темперой: масляно-казеиновой, поливинилацетатной (ПВАтемперой), акриловыми красками.

Я лично люблю гуашь, акварель, акрил. Акварельные краски славятся своей прозрачностью, они как бы играют изнутри, ими хорошо писать свет и стекло. Технически работу акварелью трудно исправить, так как из под низа будет просвечивать первый цвет нанесённый на бумагу, и его очень трудно, а иногда и невозможно  перекрыть другим цветом. Недостатком акварели есть  её выгорание на свету. Их вешают в комнатах, где на работу не попадает прямой солнечный свет. А в музеях шедевры акварелью завешены сверху тканью. Чтобы посмотреть, нужно подойти и поднять ткань.

Чтобы цвет в акварели был красивым, вместо обычной воды можно использовать такую настойку, она из секретов старых мастеров: нужно залить промытый и порезанный корень цикория  кипятком, закрыть сосуд и дать  настояться 3-4 дня, и на этой настойке писать. Но если у Вас ленинградские краски, на обычной воде они тоже отлично пишут.

Гуашевые - светлеют при высыхании, так как из них уходит вода, которая отражает солнечный свет.   Но при умении рисовать гуашь смотрится прекрасно. К плюсам гуашевых красок можно отнести то, что работу легко исправить, перекрыв другим цветом.

Акриловые - ещё одни отличные краски для рисования. Они не пахнут дурно, как масляные и пишут на любых поверхностях. Также есть анилиновые, но с ними я не работала. Но я работала с анилиновыми и акриловыми для батика.

Анилиновые для батика, хоть и имеют широкий цветовой диапазон, в отличие от акриловых для батика, после высыхания при случайном попадании на них воды - растекаются. Это их большой недостаток. Если писать картины, то проблем нет, если расписывать одежду, то её нельзя стирать, а это большая проблема для одежды. Поэтому я всё таки склоняюсь к акриловым краскам. Я рисовала ими даже на ткани и не грунтованном холсте (на сумках рисовала). Акриловые краски отлично держатся на поверхности, не выгорают, не отслаиваются от поверхности, не трескаются, не выстирываются. Я уже год свою сумку ношу, расписанную мной, и много раз стирала её в стиральной машине, а краски выглядят всё также свежо.

Обратите внимание, при рисовании этими красками нужно очень тщательно мыть кисть. На пол часа не мытую кисть лучше не оставлять, потому что кисть можно будет выбросить после этого. И вряд ли её что-то спасёт. Краска держится намертво. Рисовать акрилом и гуашью можно синтетическими дешёвыми кистями, натуральными не обязательно. Это же не шуба, а кисточки. А вот для акварели я порекомендую только беличью кисть. Тут нужна именно мягкость ворса. Именно она, по моему мнению, передаёт технику акварели. 

Основы для живописи - или на чём можно рисовать красками

Если есть желание после окончания работы оставить её на планшете, то лучше изначально вместо обычного планшета использовать обычный лист ДВП или ДСП, вырезанный по размеру. А окончив свою работу, вы сможете вставить его в раму.

Вы можете рисовать акрилом, масляными красками, темперой, гуашью на ДВП и ДСП, дереве, даже не обтягивая их холстом. Если будете рисовать акрилом или маслом, особенно маслом, лучше обтянуть холстом и прогрунтовать. В этом случае грунтуйте желатином или смесью ПВА с водой. Если будете грунтовать желатином, то, после полного высыхания где-то 6 часов, поверхность нужно будет зашкурить пемзой или мелкозернистой наждачкой.

Если же не будете  ничем обтягивать  ДВП или ДСП зашкурьте их края мелкой шкуркой (мелкозернистой наждачкой).  И прогрунтуйте с гладкой стороны, она возьмёт на себя меньше грунтовки, и поверхность для рисования будет более гладкая.

Чем можно вскрыть ДВП, ДСП или древесную плиту для работы акрилом?


Основа представляет собой: ДВП, ДСП, дерево или древесную плиту покрытую раствором.

Иногда можно не проклеивать основу, а  потом грунтовать её, а сделать всё одной операцией, вот составы, позволяющие это сделать:

Самые простейшие составы проклейки-грунтовки.

Если вы будете рисовать акрилом, смело можно пользоваться такими составами для грунтовки ДВП, ДСП и древесной плиты. Но если Вы будете рисовать маслом, то желательно, сделать две операции: проклеить, а потом прогрунтовать, статья, где описано как это делается.

Эти составы даны не просто так, они основаны на составе водоэмульсионки, в которую входят: мел, ПВА и вода. Водоэмульсионку часто используют для подготовки основы для живописи, то есть ею вскрывают ДВП, ДСП и древесную плиту.

А.    Возьмите белую гуашь, добавьте ПВА и размешайте, состав готов.  Если сильно густой состав, то разбавьте водой. Гуашь очень сходна с составом водоэмульсионки, так как один из основных компонентов там и там - это мел.

Б.   Также Вы можете мел и ПВА смешать. Если густой состав, то разбавить водой.

В.   Или Вы можете взять водоэмульсионку, разбавить её водой, и ею грунтовать.    Водой размешивают из - за густоты   этой краски. Я рисовала гуашью даже на стене, прогрунтованной водоэмульсионной краской - и отлично получается.

Д.    Или ПВА+вода+водоэмульсионка.

Грунтовать можно кистью и валиком, но валиком лучше. Возьмите лучше широкий валик (чтобы меньше полос было), и смотрите на фактуру валика. Его фактура будет фактурой Вашей основы. Валиком загрунтуйте горизонтально, потом вертикально, потом повторите до исчезновения полос краски на грунтуемой поверхности по краям валика.

После написания работы, лаком можно покрыть: акрил, масло (масляные краски), гуашь, темперу. Акварель никогда ничем не покрывается. При написании и покрытии работы маслом не берите лаки для дерева, заменяя живописные и покрывные лаки для живописи. Лаки для дерева придают работе жёлтые тона, белый цвет желтеет, может превратиться в охру, жёлтый – стать коричневым. Лучше пойдите в художественный магазин, и купите лаки для художественных целей. Если Вы рисуете акрилом или маслом, то сравните состав лака, который Вы собираетесь покупать, с составом акрила или масла, они должны быть похожи. Например: у Вас акрил на водной основе, лак должен быть тоже на водной основе. Тогда лак лучше воспринимается краской.

Лаком вскрывайте после полного высыхания красок. Акрил можно вскрывать дня через два или месяц. Масло обычно вскрывается через год после написания картины. Если картина написана лессировочно, тонким слоем, тогда она может высохнуть и за месяц-три, а если пастозно или Вы работали мастихином, тогда картина вскрывается через год.

Это зависит от того,  какие разбавители вы использовали для написания, и сколько красок нанесли на поверхность, и какая температура воздуха при высыхании, и какая влажность воздуха.

Картины лучше не хранить на кухне, так как они будут закапчиваться. Если она уже вскрыта лаком, то конечно, если нельзя, но очень хочется, то тогда можно чтобы картина висела на кухне. Но если вы ещё собираетесь вскрыть её покрывным лаком, то вы просто «похороните» копоть, которая уже лежит на красках картины и картина потеряет из-за этого свой живой блеск и яркость красок.

Обычно если картина написана и висела на кухне, то со временем, когда она закоптится, тогда её нужно будет очищать специальными растворами или скипидаром.

Рекомендую Вам отличнейшую, самую лучшую и любимую мою книгу по материалам для рисования, грунтовке холста, дефектам холста, покрытию картин лаком. А также о:  палитрах, кистях, мольбертах, рамах, подрамниках, обо всех материалах в рисунке и живописи (кроме акрила, так как это очень старая книга), про фиксативные лаки, перья, акварель, гуашь, масляные краски, про разбавители для масляных красок.  Эту книгу я тоже фотографировала сама, так и выкладываю:  Н. В. Одноралов «Материалы в изобразительном искусстве». В общем, лучшей книги по материалам  и подготовке поверхностей для рисования я ещё не видела.

На сегодняшний день много описывают материалы иностранные авторы, но они описывают те материалы, которые продаются у них, а у нас они не продаются. Они говорят например: для рисования акварелью есть 50 видов бумаги, возьмите горже или верже... Какое верже-горже? Три-четыре вида материала для акварели (зернистая-обычная, скорлупа и кракле) и всё, хочешь бери а хочешь нет... Как можно ориентироваться на них, если у нас это не продают?

Н. В. Одноралов «Материалы в изобразительном искусстве»

Н. В. Одноралов «Материалы в изобразительном искусстве»


Если вам понравился этот урок порекомендуйте его в соц.сетях друзьям

Комментарии   

 
0 #1 гренатик 20.05.2011 20:49
Я покрасила гуашью работу из соленого теста.После высыхания начала вскрывать акриловым лаком и размазались краски.Как нужно правильно покрасить если у меня гуашь и акриловый лак?
Цитировать
 
 
0 #2 Анна Кошкина 01.06.2011 11:05
Если акриловый лак размазывает гуашь, то это химическая реакция лака с красками. При подборе лака к краскам старайтесь выбирать лак таким образом, чтобы составляющие лака и красок были схожи. Вскройте тесто самым простым лаком для дерева ПФ170, но его недостатком есть то, что белый цвет гуаши будет желтоватым после вскрытия.
Если вы хотите вскрывать именно акриловым лаком, попробуйте может получится: при раскраске изделия смешайте гуашь с клеем ПВА, это изменит состав красок, после высыхания можно будет вскрыть акриловым лаком.
Отпишитесь пожалуйста о результатах на странице "Контакты".
Цитировать
 
 
+1 #3 Александр 30.08.2013 20:24
Анна, скажите пожалуйста, в каких пропорциях смешивать ПВА и гуашь для грунтования картона, и сколько времени должен сушиться грунт?
Цитировать
 
 
0 #4 Анна Кошкина 31.08.2013 13:03
Здравствуйте, Александр. Я бы Вам посоветовала не брать такой грунт как гуашь+ПВА, так как гуашь в наше время достаточно дорогая. Этот рецепт из старой книги, а тогда гуашь дешевле была.
Для писания на картоне масляными красками подготовьте лучше картон так: покрываете клеем ПВА (или желатином), даёте высохнуть; затем покрываете водоэмульсионкой и снова даёте высохнуть. Потом можно писать маслом.
Сушится грунт 6-12часов. Если Вы покрывали ПВА, то он должен высохнуть полностью часа за три. А вот если взяли желатин, то сушить нужно не менее 6 часов, а лучше больше.
Если Вы будете писать акрилом, тогда картон грунтовать не нужно вовсе.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить